Страшный «зверь» по имени «пятёрка».
Скажите родители, вас ничего не смущает в торжественных речах педагогов, которые обильно льются в детские души в начале учебного года?
Мне всё нравится в целом. И настрой бодро-боевой на грядущий год и добрые пожелания, но есть один момент крайне меня смущающий. Это когда учитель с пионерским задором желает всем детям УЧИТЬСЯ ТОЛЬКО НА ОДНИ ПЯТЁРКИ. Я вздрагиваю всей душой, когда слышу сколь безапелляционно, детям даётся установка, которая априори не может быть под силу каждому. Точней подавляющему большинству детей. К чему лукавить? Детям в дневник будут селиться разные оценки. Это нормально. Тогда зачем превращать «пятёрку» в единственно возможную, которая должна быть. А если оценка ниже этого показателя, как должен психологически чувствовать себя ребёнок?
Только представьте силу психического выгорания маленького человека, если и в школе и дома от него ждут только одни высокие отметки.
Представьте свой психо-эмоциональный накал, если от вас ждут всегда только высокого результата в каком-либо деле. Нет, право на ошибку. С ума сойти!
Когда волна возмущения после таких восторженных речей учителя меня донимала, я в какой то момент начинала чувствовать себя виноватой, еще не успев понять, то ли я столь придирчива к людям, то ли моё недовольство оправданно….
И тут произошло следующее. Я гостила у своей бабушки. Открыла дверцы старой мебели и стала смотреть, какие книги все эти годы мирно жили в её доме. Попала мне в руки книга В. А. Сухомлинского. Одного из выдающихся педагогов двадцатого столетия. Я присела. Открыла книгу. И больше не могла думать ни о чём на тот момент. Такое богатство мыслей, наблюдений, советов педагогам и родителям, что я удивилась, как доселе такое сокровище было сокрыто от меня. Необходимо оговориться, что при чтении работ Сухомлинского необходимо делать скидку на то, что он был человеком советской эпохи, а значит дитя своего времени, поэтому единственное, что УЖЕ не актуально в его трудах так это призыв «воспитать человека коммуниста». Всё остальное на вес золота!
В его работах я и нашла подтверждение тому, что делать кумира из школьной оценки – чудовищная ошибка. Грядут необратимые последствия, если ребёнка регулярно третировать тем, что от него ждут только высокие отметки.
Я выдохнула. Все-таки я не дотошная мамаша, которая вечно ищет подвох в словах и действиях работников образования.
Если вдумчиво читать его труды, то наружу явно вылезают все прорехи современного школьного образования. То, о чём предостерегал В. А. Сухомлинский, имеет место быть здесь и сейчас в 21-м веке в стенах школ.
Особая заточка детей на высокий оценочный результат остро вылезла наружу с одним из моих сынов. Будучи ребёнком впечатлительным, легковозбудимым он настолько врос в установку на «пятёрки», что стал бояться других оценок. Будто оттого, что он получит «четыре» или «три» он станет хуже. Не оправдает надежды близких взрослых.
Здесь мне пришлось потрудиться. Мне понадобилось время, чтобы психологически реабилитировать своего ребёнка. Чтобы это «чудовище» его не мучило. Чтобы ребёнок возвращался домой с радостью и понимаем, что он любим при любом раскладе.
Конечно, я не сказала своему сыну, что нередко школьная отметка носит субъективный характер. Ситуативный. Зависит от многих факторов. В том числе от настроения учителя. От физического и эмоционально самочувствия самого ребёнка в данный момент. И т.д.
Зато я рассказала сколько примеров знает мировая история, когда отстающие ученики, едва поспевающие за большинством учащихся в классе, или вовсе отстающие спустя годы проявляли себя настолько, что человечество уже снизу вверх взирая на них, признавало их гениальность! Жизнеописания таких выдающихся людей, необходимо в доступной форме читать с детьми. Дети должны расти с пониманием, что случающиеся неудачи в жизни каждого человека естественны. Невозможно всегда держать «высокую ноту». Невозможно и даже ненормально.
Я тоже являюсь человеком с определенными стандартными установками. Так нас воспитали. Но мне становится невыносимо тесно в условиях невозможности думать иначе. Я тоже иногда в сердцах вспыхиваю, когда лице зрею «двойки» в тетрадках своих детей, мы это проговариваем. Отчего так вышло. Себя же быстро привожу в чувство той мыслью, что спустя годы об этой низкой оценки своего ребёнка я и не вспомню. А ребёнок вероятней будет помнить всю жизнь, как был грубо отчитан за это родной мамой.
Необходимо помнить, что отличник в учёбе не всегда становится «отличником по жизни»! В наших интересах воспитать счастливых людей.
На календаре седьмое сентября 2018 года. Стартовал девятимесячный «забег на выживание» в учебных заведениях детей и их родителей. Желаю всем нам к окончанию «гонки» сохранить душевное равновесие. Приумножить в детях осознание счастья, что они любимы!
Для мотивации прилагаю видео, по моему мнению, достойное нашего родительского внимания.
С уважением, учредитель РООМСЧО «Многодетство», Людмила Тарахтиенко.