Сегодня в 13:00 в Законодательном собрании Челябинской области прошел Круглый стол на тему «Семейное образование в разрезе законодательства Челябинской области».
Мы приняли активное участие в его работе в составе инициативной общественной группы, которая на протяжении уже более 3 лет ведет планомерную работу по принятию законопроекта о семейном образовании в Челябинской области. На сегодняшний день нам удалось найти сторонника продвижения данного законопроекта в лице депутата Буякова Сергея Николаевича, заместителя председателя комитета Законодательного собрания по информационной политике.

В работе Круглого стола приняло участие 23 представителя различных позиций по данному вопросу, среди них активно поддерживающая семейное образование Павлова Маргарита Николаевна (Уполномоченный по правам человека в ЧО), Буторина Ирина Вячеславовна (Уполномоченный по правам ребенка в ЧО), представители Министерства образования и науки ЧО, заместитель Министра финансов ЧО, эксперты Общественной палаты ЧО, председатель совета родительской общественности Копейского городского округа и т.д.
Основной задачей работы по решению вопроса компенсации затрат на обучение по семейной форме на сегодняшний день является внесение поправок в Федеральный закон «Об образовании», в котором необходимо прописать прямое право региона в финансировании СО. Пока прямых указаний в законе на это нет, отдельные регионы берут на себя смелость в самостоятельном решении этого вопроса. Но в большинстве упор идет на отсутствие законной возможности осуществлять выплаты семьям, выбравшим СО.
В Челябинской области, по данным Министерства образования и науки, 353 ребенка получают образование в семейной форме. Но ежегодно этот показатель растет, а значит необходимо решать проблему системно. На этом делает акцент депутат Буяков С.Н., этой же позиции придерживается большинство здравомыслящей части аудитории. Раз законом предусмотрено право на получение образования в семейной форме, то разумно продумать механизм перераспределения средств на обучающихся, выбравших этот путь. Напомним, что пока в нашем регионе в связи с нормативно-подушевым финансированием деньги, выделенные на детей, обучающихся на СО, остаются в бюджете, не пополняя ни финансирование школ, ни компенсируя затраты родителей на образование детей. Но в связи с нашей работой все же уже есть подвижки: нам удалось добиться финансирования школ в части принятия аттестации семейников, пользования школьными лабораториями, покупки учебников на этих детей (хотя последнее на практике не всегда доводится до детей на СО). Министерство образования и науки рекомендует по данным вопросам обращаться в Управление образования.

Маргарита Павлова поддерживает нас в вопросе необходимости выплаты компенсации семейникам, более того, не получив в Министерстве образования и науки ЧО информации о решении вопроса с компенсацией СО в других регионах, она инициировала свой запрос в 30 регионов РФ по этому вопросу, на Круглом столе была приведена статистика, подтверждающая, что достаточно много регионов уже нашли варианты финансирования СО, включая Свердловскую, Тульскую области, Пермский край и т.д. Мы благодарим Павлову М.Н. за такой профессиональный подход к изучению и решению проблемы.

Представители Управления образования Челябинска и Министерства образования и науки ЧО, также отмечают, что число сторонников данного подхода в обучении растет, но смотрят на ситуацию пессимистически, предполагая, что в будущем это может обернуться проблемами. Статистики и конкретных исследований вопроса не приводили, но проблемы предвидят — так бы я охарактеризовала данный подход.

От лица общественности и инициативной группы родителей-профессионалов выступили Валинуров Салават, Колкатаева Наталья, Бузунова Ирина, Лебедева Надежда, Окунь Татьяна, Курманова Анна, Кирюшина Оксана. Любопытно, что все эти родители — сторонники и практики семейного образования — являются еще и активными жителями Челябинской области, руководителями и членами успешных некоммерческих организаций региона, инициативными горожанами. Сегодня формируется союз таких конструктивно настроенных родителей и профессионалов, ориентированных на диалог и профессиональный подход в решении вопросов образования вообще, и семейного образования в частности. Это безусловно позитивное общественное явление, которое заслуживает внимания и уважения. В определенном смысле могу сказать, что это как раз то, на что пытается работать школа сегодня — позиция активного родителя, но что, получив, не всегда умеет использовать система на общее благо!
Родители, как настоящая команда профессионалов, постарались рассмотреть вопрос с разных позиций: финансовой, юридической, этической, психологической, воспитательной… Причем не просто озвучили свои опасения и предчувствия, но и представили результаты проведенного исследования семейного образования в Челябинской области.

По инициативе нашей организации АНО содействия благополучию семьи «Открытый институт проектирования» Бузунова И.В. в октябре — ноябре 2017 года провела исследование семей Челябинской области, выбравших СО для своих детей, в анкетировании приняло участие 94 семьи (27% всех семей на СО в ЧО). Результаты исследования были представлены на заседании, показав неправомерность восприятия и характеристики данных семей как потенциальных носителей проблем. Были приведены данные относительно мотивации перехода на СО, опыта и практики семейного образования, достижений учащихся на СО, дополнительного образования этой категории семей, возникающих проблем и необходимой помощи. Важно, что родители обозначают необходимость создания условий для реализации права родителей на альтернативное образование. То, чему пока уделяют мало внимания власти, родители в содружестве с профессионалами готовы делать сами. Так наша организация «Открытый институт проектирования» уже несколько лет ведет поддерживающую работу в городе и регионе в этом направлении, в чем готова сотрудничать с другими, в том числе с Министерством образования и науки, Управлениями образования и т.д.
Причем при адекватном решении вопроса о выплате компенсации на СО, это может стать еще одним рычагом контроля власти за адекватным качеством образования семейников, достаточно ввести условие о необходимости успешной сдачи аттестации ребенком как основания для осуществления выплат родителям.
Таким образом, можно сказать, что сегодня родители и сторонники семейного образования представляют весьма конструктивную и профессиональную силу, выгодно отличаясь от отдельных оппозиционно настроенных профессионалов, готовы на аргументированный доказательный диалог и адекватные взвешенные решения. Что безусловно стимулирует вторую сторону к необходимости встречного движения.

Подводя итог хочется отметить, что Заместитель Министра финансов Челябинской области, Гриб Александр Андреевич, прилюдно и ответственно пообещал проработать вопрос финансового механизма с коллегами из Министерства образования и науки ЧО детально. Напомним, что пока именно отсутствие адекватного основанного на фактах финансового заключения по законопроекту являлось препятствием в продвижении законопроекта на следующий рабочий этап.

Мы считаем, что новый шаг в нашем сотрудничестве по пути проработки финансовых механизмов альтернативных форм образования вне организаций пройден, надеемся на реализацию принятых на себя обязательств всеми сторонами. Готовы на сотрудничество в различных конструктивных формах! И еще раз благодарим Буякова Сергея Николаевича и его команду за такую планомерную работу, неформальный заинтересованный подход в решении проблем семейного образования. Считаем, что благоприятный исход в системном решении этого вопроса в нашем регионе будет хорошим показателем, отличающим нашу область и помогающим всем другим регионам нашей страны.

С уважением и благодарностью за работу, Бузунова Ирина Владимировна, директор АНО содействия благополучию семьи «Открытый институт проектирования» г. Магнитогорск, член инициативной группы по решению вопроса о семейном образовании.
https://vk.com/odi_mgn

#УралНКО — ОБЪЕДИНЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНИЦИАТИВНЫХ ГРАЖДАН: ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ